Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Корпоративное право. Учебник. — Страница 413 — Ваш юрист

Корпоративное право. Учебник.

 

1 Теневыми директорами (shadow directors) называют юридических и физических лиц, обладающих фактической возможностью определять действия юридического лица, хотя они не являются единоличным исполнительным органом или членами коллегиальных органов управления юридического лица, не имеют в непосредственном владении его акции (доли участия).

2 подробнее § 2 гл. V настоящего учебника.

Весьма часто преобладающие акционеры (участники) или так называемые бенефициарные владельцы осуществляют руководство дочерними обществами не напрямую, а через промежуточные компании или лиц, избранных в органы управления дочернего общества (совет директоров, коллегиальный и единоличный исполнительные органы). В этом случае преобладающий акционер (участник) или бенефициарный владелец формально уже не являются субъектами ответственности за действия подконтрольного общества, поскольку лицом, ответственным за причиненные обществу убытки, в данном случае становится промежуточная компания — участник или член органа управления дочернего общества.

На преодоление этой несправедливости, основанной на формальном отношении к определению субъекта ответственности, и направлены нормы об ответственности контролирующих лиц.

Главная идея концепции фактического контроля — стремление выявить реального носителя власти, того, кто формирует волю юридического лица, и привлечь его к ответственности за противоправные действия при осуществлении такого контроля.

В одном из судебных актов верно указано, что под возможностью определять решения лица (п. 3 ст. 53.1 ГК РФ) подразумевается отсутствие у контролируемого лица автономии воли 1 .

 

1 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 7 ноября 2016 г. по делу № А40-199627/2015.

О наличии фактического контроля, в частности, могут свидетельствовать:

— фактическое участие в руководстве юридическим лицом — принятие контролирующим лицом ключевых решений: например, согласование кандидатур на руководящие должности, принятие решений о совершении значимых сделок, контроль финансовых операций, участие в корпоративных действиях и событиях, переговорах с контрагентами, инвесторами, кредиторами, представителями органов власти, персоналом и иными лицами;

— функционирование органов управления на формальной основе, когда участники юридического лица и (или) члены органов управления полномочия в своей воле и в своем интересе не осуществляют или их воля в значительной степени подавляется контролирующим лицом;

— влияние контролирующего лица на членов органов управления, дача им указаний, распоряжений, согласование принимаемых ими управленческих решений, подотчетность органов управления контролирующему лицу;

— использование номинальных лиц для контроля юридического лица де-юре в целях сокрытия контролирующего лица де-факто. В качестве номинальных лиц могут использоваться как близкие родственники (родители, дети, братья, сестры, супруги, иные родственники), так и иные лица (бывшие подчиненные, работники юридического лица, партнеры, управляющие активами), пользующиеся доверием контролирующего лица;

— неучастие (устранение от дел) участников (акционеров) и (или) членов органов управления в деятельности юридического лица — максимальная передача ими вопросов своей компетенции фактически контролирующему лицу.

С учетом фактических обстоятельств в каждом конкретном случае могут наличествовать и другие признаки, свидетельствующие об осуществлении лицом фактического контроля. Зачастую контролирующее лицо организует заключение или участвует в цепочке сделок, не имеющих экономического смысла для юридического лица. Данное обстоятельство является для судов своеобразным «маркером», свидетельствующим о наличии отношений фактического контроля 1 .

Пожертвованите на развитие ресурса