Корпоративное право. Учебник.

ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ КОРПОРАТИВНОГО ПРАВА

Внутренние документы (регламенты) корпораций — регулирующие корпоративные отношения акты, не отнесенные законом к учредительным документам, принимаемые компетентными органами управления корпорации в соответствии с законодательством, которые содержат общие правила поведения, рассчитаны на неоднократное применение и обязательны для всех затрагиваемых ими участников корпоративных отношений.

Источник корпоративного права (в широком смысле) — внешняя форма выражения права, непосредственно исходящая от государства, а также иные средства регламентации корпоративных отношений — устав, внутренние документы корпорации, корпоративный договор, рекомендательные акты.

Кодекс корпоративного управления — рекомендательный акт, свод лучших практик корпоративного управления, который по усмотрению хозяйственного общества может быть полностью или частично (отдельными положениями) интегрирован в систему внутренних документов корпорации.

Корпоративное законодательство (в узком смысле) — совокупность федеральных законов; в широком смысле — совокупность федеральных законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы корпоративного права.

Корпоративное право — предметно и структурно обособившаяся часть российского права, аккумулирующая нормы права, регулирующие как внутренние отношения в корпорации, так и внешние отношения, связанные с созданием, деятельностью и прекращением корпораций как отдельной группы юридических лиц, устроенных на началах участия (членства).

Корпоративное право как наука — система знаний о корпоративном праве, включающая основные понятия, принципы, доктринальные концепции, исследования действующего корпоративного законодательства, практики его применения и истории развития, а также опыта зарубежных правопорядков в сфере корпоративного права.

Корпоративное правоотношение — урегулированное нормами права общественное отношение, связанное с участием в корпоративных организациях или с управлением ими.

Корпорация — вид юридического лица, учредители (участники) которого обладают правом участия (членства) и формируют его высший орган (общее собрание участников, съезд, конференцию или иной представительный (коллегиальный) орган), определяемый уставом корпорации в соответствии с законом.

Нормативный правовой акт — изданный в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом акт, при наличии в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на возникновение, изменение или прекращение существующих правоотношений.

Принципы корпоративного права — исходные начала, определяющие общую направленность правового регулирования корпоративных отношений.

Субъективные корпоративные права — мера возможного поведения субъектов корпоративных правоотношений.

Субъекты корпоративных правоотношений — лица, имеющие право быть участниками корпоративных отношений, урегулированных нормами права: 1) корпорация; 2) участники (члены) корпорации; 3) члены органов управления корпорации; 4) третьи лица, взаимодействующие с корпорацией (в случаях, предусмотренных законодательством).

Участие (членство) в корпорации — правовая связь между лицом, являющимся участником корпорации, и корпорацией, выражающаяся в корреспондирующих правах и обязанностях участника и корпорации, определяемых организационно-правовой формой корпорации.

§ 1. Понятие и предмет корпоративного права

Известно, что понятие «право» имеет несколько значений. Право в объективном смысле — это совокупность юридических норм, регулирующих деятельность субъектов и отношения, возникающие между ними в процессе осуществления этой деятельности. Субъективные права представляют собой меру возможного поведения субъектов соответствующих правоотношений, обеспеченную корреспондирующей обязанностью другого лица или лиц.