Следует отметить, что в законодательстве предусмотрены меры административной ответственности за нарушение требований законодательства, связанных с раскрытием информации об аффилированных лицах (ст. 15.19 КоАП РФ).
Участники холдинга как группа лиц
В Законе о защите конкуренции, как и в Законе о конкуренции 1991 г., отсутствует определение группы лиц. Группа лиц квалифицируется наличием определенных признаков экономической зависимости, позволяющих относить двух и более лиц к группе лиц. Основания признания хозяйствующих субъектов группой лиц перечислены в п. п. 1 — 9 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции.
Участники холдингов, как правило, являются группой лиц по ряду указанных в Законе оснований.
В доктрине группой лиц признается совокупность юридических и физических лиц, которые в результате определенных законом способов контроля и влияния друг на друга рассматриваются как единый субъект рынка 1 . К.Ю. Тотьев пишет: «Для целей применения антимонопольного законодательства группа лиц выступает как единый хозяйствующий субъект — организация, занимающаяся предпринимательской деятельностью. Формально независимые юридические и (или) физические лица, выступающие участниками группы лиц, являются составными частями этой общей структуры, управляются из единого центра и осуществляют предпринимательскую деятельность для удовлетворения интересов группы лиц. Зависимые участники группы лиц не свободны в определении своего поведения на рынке, поскольку действуют под контролем другого субъекта» 2 .
1 Паращук С.А. Конкурентное право. М., 2002. С. 44.
2 Тотьев К.Ю. Легитимация субъектов предпринимательской деятельности // Законность. 2002. № 12.
Понятие группы лиц имеет толкование и в судебной практике. Так, ФАС Северо-Западного округа следующим образом определил сущность группы лиц: по смыслу положений ст. 9 Закона о защите конкуренции с позиций антимонопольного законодательства группа лиц рассматривается как один хозяйствующий субъект, действующий в едином экономическом интересе… При этом лица, входящие в состав группы, между собой не конкурируют. По мнению суда, отсутствие конкуренции внутри группы напрямую следует из п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции, где указано, что признаком ограничения конкуренции является сокращение на товарном рынке хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу 1 .
1 Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16 апреля 2008 г. по делу № А56-23922/2007.
Таким образом, группа лиц рассматривается в антимонопольном законодательстве и судебной практике как устойчивое экономическое образование, единый субъект рынка.
Каковы же правовые последствия установления группы лиц?
В законодательстве о защите конкуренции предусмотрены определенные последствия наличия группы лиц.
1. Предусмотренные Законом о защите конкуренции запреты на действия (бездействие) хозяйствующего субъекта распространяются на действия (бездействие) группы лиц (ч. 2 ст. 9). Заметим, что правовые нормы о конкуренции, адресатами которых служат хозяйствующие субъекты, содержат не только запреты (пассивные обязанности), но и активные обязанности, например обязанность направить в антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на осуществление сделок в соответствии с требованиями государственного контроля за экономической концентрацией.