1 За исключением акционерных обществ с государственным участием, где члены совета директоров — государственные служащие, а также поверенные, действующие в соответствии с заключенным договором, должны голосовать по директиве в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 738 «Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами («Золотой акции»)».
Согласно п. 17 указанного Постановления представители интересов Российской Федерации в совете директоров осуществляют голосование по вопросам повестки дня заседания совета директоров на основании письменных директив Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Заметим при этом, что указанные лица также не освобождаются от имущественной ответственности за результаты своего голосования.
Заметим при этом, что в современном корпоративном законодательстве установлена солидарная ответственность члена совета директоров и лица, имеющего фактическую возможность определять действия юридического лица, в том числе возможность давать указания членам органов управления этого лица (п. 3 ст. 53.1 ГК РФ).
В российских холдингах используются и другие правовые механизмы управления дочерними обществами, к числу которых следует отнести:
— создание единого правового пространства в холдинге путем разработки модельных образцов внутренних документов (регламентов) и принятия этих документов компетентными органами управления каждого юридического лица, входящего в холдинг;
— возможность выдачи основным обществом указаний единоличному исполнительному органу дочернего общества;
— договорную модель управления, когда основному обществу или подконтрольной ему организации передаются полномочия единоличного исполнительного органа дочерних хозяйственных обществ, что позволяет обеспечивать влияние основного общества на текущую деятельность дочерних обществ, экономить управленческие расходы холдинга в целом;
— создание внутрихолдинговых структур, имеющих целью координацию предпринимательской деятельности участников холдинга, выработку единых политик и стандартов — совета холдинга, коллегии холдинга. Эти структурные образования не являются органами юридических лиц — участников, они принимают рекомендательные акты, которые потом утверждаются компетентными органами управления хозяйственных обществ, в результате чего становятся обязательными для каждого юридического лица — участника холдинга.
Завершая рассмотрение специфики управления в холдингах, следует отметить особые способы финансирования, применяемые в этих корпоративных объединениях. Так, например, на безвозмездную передачу денежных средств и имущества в системе холдинга не распространяется запрет дарения, действующий для коммерческих организаций (п. 4 ст. 575 ГК РФ).
Президиум ВАС РФ в Постановлении от 4 декабря 2012 г. № 8989/12 (дело «Алмаз-Антей») указал: «Совершаемые между основным и дочерним обществами сделки по передаче имущества без прямого встречного предоставления не могут быть квалифицированы как сделки дарения, поскольку отсутствие такого предоставления является особенностью взаимоотношений между данными лицами, являющимися с экономической точки зрения единым хозяйствующим субъектом. Передача имущества от дочернего общества основному (и наоборот) обусловливается необходимостью в перераспределении имущества (ресурсов) между ними для достижения общих целей экономической деятельности (экономической целесообразностью)».