— обязательность государственной регистрации: юридическое лицо должно быть зарегистрировано в ЕГРЮЛ в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных законодательством;
— определение момента возникновения правоспособности (правосубъектности): правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о его создании;
— определение момента, когда создание юридического лица считается завершенным: юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в ЕГРЮЛ со дня внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
Исходя из этих положений понятно, что в Российской Федерации невозможно создание юридического лица явочным порядком, без участия государства: без факта государственной регистрации (факта включения данных о лице в ЕГРЮЛ) юридического лица как субъекта права не существует.
Способы создания юридического лица
Законодательство признает четыре способа создания юридического лица: учреждение, реорганизация (во всех формах, кроме присоединения), восстановление ранее существовавшего юридического лица, изменение типа.
Применительно к корпорации способами ее создания являются: учреждение; реорганизация (во всех формах, кроме присоединения) и восстановление корпорации, существовавшей до реорганизации, признанной судом несостоявшейся.
Изменение типа как способ создания для корпораций не используется; этот способ применяется только для создания отдельных унитарных организаций — государственных учреждений (ст. 17.1 Закона о некоммерческих организациях, Закон об автономных учреждениях).
Учреждение — это способ создания организации, которой раньше не существовало, т.е. новой организации.
У такой организации в отношении кого-либо из ее учредителей не возникнет универсального правопреемства.
Универсальное правопреемство понимается как ситуация, когда субъекту права в установленных законом случаях переходят все права и обязанности прекращающего существование юридического лица или нескольких лиц (за исключением тех, в которых правопреемство недопустимо) в том виде, в каком они существуют к определенному законом моменту перехода.
Имущество вновь учреждаемого юридического лица формируется его учредителями, а также в исключительных случаях, указанных в законе, — третьими лицами (например, в случае создания политической партии).
Реорганизация как способ создания схожа с учреждением в том, что это способ создания организации, которой раньше не существовало, т.е. новой организации. Однако существенное отличие состоит не только в составе юридических фактов и особенностях их реализации, но и в том, что имущественная основа деятельности вновь создаваемого лица по общему правилу формируется за счет реорганизуемого юридического лица.
Имущественные взносы иных (третьих) лиц невозможны. Исключением до настоящего времени является ситуация с созданием в форме реорганизации акционерного общества работников (народного предприятия).
Правопреемство, а тем более правопреемство универсального характера, не является отличительной чертой реорганизации (хотя часто именно по этому критерию разделяют учреждение и реорганизацию) по нескольким причинам: а) сингулярное правопреемство возможно и при учреждении; б) при такой форме реорганизации, как выделение, правопреемство не носит универсального характера; в) в некоторых случаях при реорганизации правопреемства (исключая отношения организации с учредителями) нет вовсе (преобразование) 1 .