В процессе деятельности юридического лица решение об использовании типового устава может быть принято его учредителями (участниками) или иным органом.
Если в дальнейшем будет принято решение не действовать по типовому уставу, на основании этого решения вносятся изменения в ЕГРЮЛ (ст. 17 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).
Использование типового устава означает добровольный отказ юридического лица от практических возможностей, которые закон предоставляет субъектам в части саморегулирования. При утверждении устава учредители в рамках закона могут выбрать модель управления, распределить компетенцию органов в соответствии со своими потребностями. Поэтому при отказе от этих возможностей и принятии решения об использовании типового устава субъектам следует тщательно взвешивать все последствия.
На основании типовых уставов обычно действуют унитарные некоммерческие организации, созданные в форме учреждений (школы, больницы и др.).
Единый типовой устав
От типового устава следует отличать единый типовой устав. На основании единого типового устава в случаях, предусмотренных законом, может действовать учреждение. Единый типовой устав утверждается учредителем или уполномоченным им органом для учреждений, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах (п. 3 ст. 52 ГК РФ).
Федеральный закон как учредительный документ
юридического лица
Существуют юридические лица, у которых содержание учредительного документа целиком определяется специальным федеральным законом 1 . Например, государственная корпорация создается и действует на основании федерального закона о данной корпорации (абз. 3 п. 1 ст. 52 ГК РФ; ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях). Специальным Законом определяется правовой статус Центрального банка (Банка России) 2 .
1 например: Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».
2 Закон о Банке России.
Такие законы принимаются, изменяются, отменяются в порядке, установленном для соответствующих федеральных законов. Они содержат все сведения, которые подлежат включению в учредительные документы юридических лиц.
Эти законы содержат правила, которые позволяют квалифицировать данные правовые акты в качестве индивидуальных актов. Как отмечает М.Н. Марченко, в отличие от нормативных правовых актов индивидуальные акты обращены к строго установленному лицу (кругу лиц), издаются к строго определенному случаю (случаям) 1 .
1 Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. М., 2005. С. 613.
Интересно, что в ситуации, когда юридическое лицо действует на основании федерального закона, учредителем является Российская Федерация, которая посредством уполномоченных органов государственной власти сама определяет содержание данного закона. Таким образом, если учредительным документом юридического лица является специальный федеральный закон, можно говорить о том, что такой учредительный документ состоит из статутной части, которая совпадает с приказной частью. В этом случае декларативная часть учредительного документа формируется при создании юридического лица и не может быть изменена самим юридическим лицом.