К числу наиболее важных фактов этого периода можно отнести получение согласия уполномоченных государственных органов. Статья 57 ГК РФ предусматривает, что в случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов. Случаи такого согласования, перечень согласующих органов, условия и порядок согласования устанавливаются отдельными законами.
Закон указывает на формирование общим собранием акционеров реорганизуемых юридических лиц органов акционерных обществ, создаваемых в процессе реорганизации. Выдвижение кандидатов, рассмотрение соответствующих кандидатур и их включение в бюллетень для голосования также происходят до принятия решения о реорганизации.
После подготовительного этапа следует принятие решения о реорганизации соответствующим компетентным органом (собственником, учредителем). В случае добровольной реорганизации компетенция по принятию соответствующего решения (решений) о реорганизации принадлежит, как правило, высшему органу управления соответствующей организации.
Отдельные законы при этом определяют, что соответствующее решение о реорганизации должно быть принято только по предложению иных органов юридического лица (а также в тех формулировках, в которых такие органы предложили соответствующее решение принять). В частности, ст. 49 Закона об АО устанавливает общее правило, в соответствии с которым решение по вопросу о реорганизации принимается общим собранием акционеров только по предложению совета директоров общества, если иное не установлено уставом общества.
Практически важным является следующий вопрос: какое решение и сколько решений о реорганизации должно быть принято указанными органами?
Наиболее детально урегулирован этот вопрос в законодательстве об акционерных обществах, которое указывает на необходимость принятия одного решения о реорганизации, в рамках которого как принимается само решение о реорганизации, так и утверждается передаточный акт (когда он обязателен или акционеры предусмотрели обязательность его принятия), а также решается большинство иных вопросов. Лишь в некоторых случаях Закон об АО предполагает возможность принятия нескольких решений 1 . Пример принятия единого решения дает также ст. 9 Закона о кредитной кооперации применительно к преобразованию кредитного кооператива.
1 Так, к примеру, обстоит дело при слиянии (ст. 16 Закона об АО): общее собрание акционеров каждого общества, участвующего в слиянии, принимает решение по вопросу о реорганизации каждого такого общества в форме слияния, включающее в себя утверждение договора о слиянии, передаточного акта общества, участвующего в слиянии, и устава общества, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, а также принимает решение по вопросу об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) создаваемого общества. Как видно, в последнем случае Закон предполагает необходимость рассмотрения отдельного вопроса и принятия по нему решения.
Подход, реализованный в законодательстве об акционерных обществах и о кредитной кооперации, представляется наиболее разумным. Иной подход может привести к принятию нереализуемых решений, а также к ситуации, когда о реорганизации будет фактически заявлено (примут решение о ее проведении), а иные важнейшие решения не утвердят (к примеру, участники корпорации примут решение о реорганизации, но не утвердят передаточный акт). Тем не менее отметим, что сегодня необходимость принятия одного комплексного решения скорее исключение из правил. Законы, регулирующие соответствующие отношения, в том числе и близкие по подходам нормы законодательства об иных хозяйственных обществах либо не содержат детального регулирования вопроса, либо создают возможность принятия нескольких решений о реорганизации.