1 В настоящем издании эта форма не рассматривается в силу того, что пока практика ее применения ограничена унитарными организациями ( Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 210-ФЗ «О ликвидации Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта, внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».
§ 2. Обычный (несудебный) порядок ликвидации
Ликвидация — это сложный юридический состав (включающий множество юридических фактов совершенно различной природы: решений органов управления, сделок, юридически значимых сообщений, административных актов и т.д.). Законодательство использует для обозначения ликвидации слова «процесс» (ст. 62 ГК РФ, ст. 20 и др. Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), «порядок» (ст. 65 ГК РФ), «процедура» (ст. 23 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).
Принятие решения о ликвидации
В тех случаях, когда ликвидация осуществляется на основании решения учредителей (участников) или уполномоченного органа юридического лица, первым шагом в процедуре такой ликвидации закон (ст. 61 ГК РФ) называет принятие решения о ликвидации учредителем (участниками) либо органом юридического лица, уполномоченными на то учредительными документами.
По общему правилу такого решения достаточно для начала процедуры ликвидации, однако в некоторых случаях воли участников (учредителей) для принятия решения о ликвидации недостаточно и требуется согласие иных лиц, к которым законодательство относит кредиторов, уполномоченные государственные органы, жителей определенных населенных пунктов 1 .
1 ст. 15.2 Закона о рынке ценных бумаг, ст. 11.1 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 7-ФЗ «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте», ст. 23 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле», ст. 22 Закона об образовании.
Закон в настоящее время не содержит общих (для юридических лиц всех организационно-правовых форм, видов и типов) требований к содержанию решения о добровольной ликвидации.
Статья 62 ГК РФ указывает, что такое решение должно определять «запуск» процедуры ликвидации. Кроме того, этой статьей предусматривается необходимость назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора), установить порядок и срок ликвидации в соответствии с законом. Формально по ст. 62 ГК РФ такое решение можно принять отдельно, а можно в рамках одного решения о ликвидации. Последнюю модель — принятие части или всех указанных решений в рамках одного решения уполномоченного органа — предусматривает ряд законов. Так, ст. 57 Закона об ООО предусматривает, что общее собрание участников добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии 1 .
1 Аналогичная модель использована и в ст. 21 Закона об АО.
Что понимается под порядком ликвидации «в соответствии с законом», на который указывает ст. 62 ГК РФ, можно понять, проанализировав ст. ст. 61 — 64 ГК РФ. При этом специального описания соответствующего порядка закон не содержит. Теоретически это может быть ссылка в решении на общий порядок, установленный ГК РФ и специальными законами, а может быть подробное описание порядка регулирования на основании норм закона, с регулированием тех отношений, которые нормами закона не установлены. При подготовке решения надо учитывать, что у некоторых юридических лиц соответствующие положения могут быть урегулированы учредительными документами, — распространенной практикой является принятие специальных внутренних документов по вопросам порядка ликвидации.