1 В случае ликвидации некоммерческих корпораций срок может быть иным. К примеру, ст. 26 Закона об общественных объединениях установлено, что государственная регистрация общественного объединения в связи с его ликвидацией осуществляется в срок не более чем десять рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов.
Таким образом, следует отметить, что в реальности срок ликвидации варьируется от минимального значения — 2,5 — 3 месяца — до любого более продолжительного срока, который объективно обусловлен указанными выше обстоятельствами (если предельные сроки не установлены для ликвидации корпорации определенного вида) 1 .
1 ВАС РФ в Определении от 4 сентября 2008 г. № 11133/08 подчеркнул, что «регламентированный положениями статей 61 — 65 ГК РФ порядок ликвидации юридического лица не устанавливает сроки, ограничивающие осуществление указанных процедур». Подобные выводы встречаем и в практике Верховного Суда РФ ( Определение от 20 сентября 2016 г. № 309-ЭС16-11164 по делу № А60-38543/2015).
Искусственное затягивание сроков ликвидации, не обусловленное объективными причинами, может являться основанием для наступления негативных последствий для лиц, осуществляющих ликвидацию, и лиц, определяющих их решения (ст. ст. 64.1, 53.1 ГК РФ). Ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.
Из сказанного видно, что реальные возможности определить конкретный срок ликвидации решением юридического лица очень ограничены. Любой из установленных общих сроков ликвидации может быть нарушен в сторону увеличения, что, однако, не влечет негативных последствий в случае влияния объективных обстоятельств. По некоторым срокам (срок удовлетворения требований кредиторов) юридические лица могут определять их продолжительность произвольно.
Есть группа сроков, которые не могут быть уменьшены. В случае соответственно нарушения таких сроков в сторону уменьшения возникает очевидный риск отказа в государственной регистрации по ст. 23 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по основанию несоблюдения порядка проведения процедуры ликвидации юридического лица, установленного законодательством Российской Федерации.
Следует отметить, что для отдельных корпораций закон устанавливает предельные сроки ликвидации, а также ограничивает возможности их участников по определению сроков ликвидации: ст. 57 Закона об обществах с ограниченной ответственностью (с 2017 г.) предусматривает, что срок ликвидации таких обществ, установленный его участниками или органом, принявшим решение о ликвидации общества, не может превышать один год, а в случае, если ликвидация общества не может быть завершена в указанный срок, этот срок может быть продлен в судебном порядке, но не более чем на шесть месяцев.
Обратим внимание на универсальность правила о продлении срока решением суда: оно действует и для случаев добровольной, и для случаев принудительной ликвидации.
Формирование ликвидационной комиссии (ликвидатора)
Статья 62 ГК РФ, как было отмечено выше, предусматривает необходимость формирования специальных органов, которые будут осуществлять ликвидацию: ликвидационной комиссии или ликвидатора. ГК РФ и судебная практика однозначно признают ликвидационную комиссию (ликвидатора) органом юридического лица. Формулировка ГК РФ о том, что с момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, дает основание утверждать, что к ликвидационной комиссии (ликвидатору) переходят полномочия единоличного исполнительного органа. Все основные органы юридического лица в период ликвидации сохраняются и в полном объеме осуществляют свою деятельность 1 .