Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Корпоративное право. Учебник. — Страница 178 — Ваш юрист

Корпоративное право. Учебник.

 

1 Тем не менее отметим: полной определенности в части того, полномочия каких органов принимает на себя ликвидационная комиссия (ликвидатор), в законе нет, а соответствующие выводы сформулированы исходя из судебной практики (к примеру, Постановления Арбитражного суда Центрального округа от 13 марта 2015 г. № Ф10-147/2015 по делу № А14-8487/2014; Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 апреля 2015 г. № Ф01-628/2015 по делу № А38-6132/2013). Формулировки некоторых законов таковы, что они позволяют говорить о переходе к ликвидационной комиссии (ликвидатору) полномочий вообще всех органов ликвидируемого юридического лица (ст. 21 Закона об АО), что в реальности не происходит.

ГК РФ не регулирует вопрос о том, кто может быть назначен членом ликвидационной комиссии (назначен ликвидатором). Данный вопрос решается при принятии решения о ликвидации, причем решение принимается исходя из того, что принимающий решение субъект формирует ликвидационную комиссию из тех лиц, которых посчитает нужными. Тем не менее в некоторых случаях специальные законы прямо указывают на необходимость включения определенных категорий лиц в состав ликвидационной комиссии или устанавливают требования к лицам, которые могут осуществлять ликвидацию юридического лица.

Компетенция ликвидационной комиссии (ликвидатора) в основном сводится к осуществлению процедуры ликвидации. В некоторых судебных постановлениях подчеркивается, что этим ее компетенция и исчерпывается. Однако в реальности надо учитывать то обстоятельство, что круг вопросов компетенции указанного органа гораздо шире только вопросов проведения ликвидации и включает в себя осуществление на этапе ликвидации текущей деятельности организации 1 .

 

1 Что прямо признается судами. Так, в Определении Верховного Суда РФ от 31 марта 2016 г. № 304-ЭС15-16673 по делу № А27-16398/2014 указано, что «на ликвидационной комиссии лежит обязанность по обеспечению надлежащего исполнения текущих обязательств ликвидируемой организации».

Закон не регулирует срок деятельности ликвидационной комиссии, ликвидационная комиссия «утрачивает свой правовой статус» после исключения юридического лица из ЕГРЮЛ. Однако в реальности часть деятельности ликвидационной комиссии осуществляется и после внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. В частности, речь идет о передаче документов, которые образовались в деятельности комиссии (ликвидатора), в архивы.

Законодательство позволяет возлагать обязанности ликвидаторов на участников корпорации. Более того, некоторые положения ст. 62 ГК РФ позволяют указывать на то, что участники корпорации также являются субъектами, в обязанности которых входит ликвидация корпорации 1 . На практике, как можно понять из судебных актов, соответствующее правило для судов является основанием для возложений функций ликвидаторов на кого-то из участников организации и (или) членов ее органов управления 2 .

 

1 «Таким образом, законодатель возложил бремя ликвидации юридического лица не только на ликвидатора (ликвидационную комиссию), но и на участников общества» (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11 августа 2016 г. № Ф06-11016/2016 по делу № А65-18110/2015).

Пожертвование на развитие ресурса