Однако следует обратить внимание, что круг вопросов, по которым могут быть приняты решения указанных органов, ограничен Законом о банкротстве по сравнению с объемом вопросов, предусмотренных Законом об АО и Законом об ООО. Ограничения зависят от процедуры, применяемой в деле о банкротстве 1 . Так, в соответствии с п. 1 ст. 94 и п. 2 ст. 126 Закона о банкротстве при введении внешнего управления или конкурсного производства полностью прекращаются полномочия исполнительных органов (единоличного и коллегиального) корпорации. В соответствии с п. 2 ст. 126 Закона о банкротстве при введении конкурсного производства полностью прекращаются полномочия совета директоров корпорации.
1 Соответствующие ограничения будут рассмотрены далее, применительно к каждой процедуре.
Заслуживает внимания и вопрос о возможности участников (учредителей) обжаловать действия арбитражного управляющего. В соответствии с Законом о банкротстве каждый отдельный акционер (участник) корпорации, в отношении которой введена процедура, применяемая в деле о банкротстве, не имеет права самостоятельно обжаловать действия арбитражного управляющего.
Право акционеров на обжалование действий арбитражного управляющего имеет лишь представитель участников (учредителей), а не отдельно каждый из них.
Процедуры банкротства, применяемые в отношении
юридических лиц по российскому законодательству
Действующий Закон о банкротстве предусматривает следующие процедуры, применение которых возможно в отношении юридических лиц:
1) наблюдение;
2) финансовое оздоровление;
3) внешнее управление;
4) конкурсное производство;
5) мировое соглашение.
До момента инициирования процесса банкротства в отношении должника могут проводиться мероприятия по предупреждению банкротства, которые не представляют собой самостоятельной процедуры банкротства.
Закон о банкротстве не содержит перечня возможных мер по предотвращению несостоятельности должника. По смыслу законодателя к таким мерам следует отнести в первую очередь оказание финансовой помощи должнику (санацию).
Санация представляет собой оказание финансовой помощи в размере, достаточном для погашения задолженности по денежным обязательствам и обязательным платежам и восстановления платежеспособности должника.
Наблюдение — процедура, осуществляемая в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
Стоит заметить, что действующим законодательством о банкротстве установлен ряд случаев, когда процедура наблюдения не применяется. Например, данная ситуация возможна, согласно ст. 228 Закона о банкротстве, в случае банкротства отсутствующего должника.
Следует обратить внимание, что процедура наблюдения вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности заявления о признании должника банкротом.
Особенности статуса руководства должника в ходе наблюдения проявляются в том, что введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия с определенными ограничениями.
Суть правового режима ограничения правосубъектности должника в рамках данной процедуры проявляется прежде всего в ограничении его сделкоспособности. Так, органы управления должника (как коллегиальные, так и единоличные) могут совершать исключительно с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме, сделки или несколько взаимосвязанных между собой сделок следующих видов: