Сделки могут быть оспорены в ряде случаев и отдельным кредитором, не обладающим законодательно установленным размером кредиторской задолженности (п. 31 Постановления Пленума ВАС РФ от 23 декабря 2010 г. № 63 «О некоторых вопросах, связанных с применением главы III.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Конкурсное производство — это ликвидационная стадия конкурсного процесса, цель которой — более полное удовлетворение требований кредиторов, для чего проводится реализация имущества должника.
Конкурсное производство может вводиться после наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления в случае, если невозможно осуществить расчеты с кредиторами.
Основанием открытия конкурсного производства является принятие арбитражным судом решения о признании юридического лица банкротом. Срок конкурсного производства не может превышать шести месяцев, однако арбитражный суд вправе продлить его еще на шесть месяцев по ходатайству лиц, участвующих в деле (п. 2 ст. 124 Закона о банкротстве).
Одной из основных фигур в конкурсном производстве является конкурсный управляющий, который утверждается арбитражным судом при принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. С момента утверждения управляющего к нему переходят все полномочия по управлению делами должника — юридического лица, в том числе полномочия по распоряжению его имуществом.
Помимо общих для всех арбитражных управляющих функций конкурсный управляющий осуществляет ряд следующих полномочий, связанных со спецификой проведения процедуры конкурсного производства:
1) правомочия по распоряжению имуществом юридического лица;
2) правомочия по формированию конкурсной массы;
3) правомочия по распределению конкурсной массы;
4) иные правомочия при проведении конкурсного производства.
В группу наиболее важных правомочий конкурсного управляющего включаются права, связанные с формированием конкурсной массы.
Конкурсную массу составляет все имущество корпорации-должника, имеющееся у нее на момент открытия и выявленное в ходе конкурсного производства.
Из конкурсной массы исключается изъятое из оборота имущество, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на разрешении (лицензии) на осуществление определенных видов деятельности, а также иное имущество, предусмотренное Законом о банкротстве. К последнему Закон относит жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения, объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для данного региона.
Порядок продажи предприятия должника при конкурсном производстве аналогичен порядку, установленному Законом о банкротстве (ст. 110) в отношении продажи предприятия должника во внешнем управлении. При этом не следует забывать о том, что правовой статус должника во внешнем управлении и в конкурсном производстве различен, следовательно, ряд положений ст. 110 Закона о банкротстве не может применяться при продаже предприятия должника в конкурсном производстве. Например, порядок и сроки продажи предприятия должника включаются в план внешнего управления, и последующее одобрение собранием кредиторов плана внешнего управления автоматически влечет за собой одобрение положений, касающихся порядка и сроков продажи предприятия. Однако данное положение неприменимо к конкурсному производству ввиду отсутствия такого плана в данной процедуре.