Под правом понимают предметно обособившийся массив законодательства как совокупность источников позитивного права.
Правом называют и юридическую науку как специальную область человеческих знаний, включая историю возникновения, методологию, концепцию развития, а также совокупность прикладных исследований в данной области юриспруденции. И наконец, правом называют учебную дисциплину, в рамках которой осуществляется его изучение и преподавание.
Во всех указанных выше значениях можно употреблять термин «корпоративное право».
Корпоративное право как совокупность правовых норм
В реформированном ГК РФ, с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 302-ФЗ, корпоративные отношения получили легальное закрепление.
В ст. 2 ГК РФ корпоративные отношения включены в круг регулируемых гражданским законодательством и определяются как отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими.
Разделение корпоративных правоотношений на отношения, связанные с участием в корпоративной организации, и отношения, связанные с управлением ею, очевидно, обусловлено пониманием законодателя, что корпоративное право не должно исчерпываться регулированием только отношений участия (членства). Корпоративное право также регулирует отношения, связанные с управлением корпоративными организациями.
Для целей понимания управленческих отношений в составе корпоративных обратимся к легальному определению корпоративной организации.
Корпоративными юридическими лицами (корпорациями) признаются юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с ГК РФ (ст. 65.1 ГК РФ).
Поскольку участие членов корпорации в управлении проявляется как раз в том, что они формируют (по существу составляют) высший орган и принимают указанным органом решения, логично предположить, что в ст. 2 ГК РФ, говоря об управлении, законодатель не имеет в виду участие в управлении корпорацией ее членов (оно охватывается понятием членства), а подразумевает участие в управлении иных субъектов корпоративных отношений, членами корпорации не являющихся.
Таким образом,
— при понимании участия (членства) в качестве сущностного признака корпорации содержание корпоративных правоотношений не исчерпывается членством, поскольку корпоративные правоотношения возникают не только между членом и корпорацией, но и между самими членами корпорации в связи с участием в ней, членами ее органов, а в ряде случаев, специально предусмотренных законодательством, корпоративные отношения возникают также и с участием третьих лиц (например, реестродержателя, кредиторов корпорации);
— в числе корпоративных отношений выделяется отдельный блок управленческих отношений, участниками которых являются как правосубъектные лица (корпорация, члены органов управления), так и неправосубъектные с позиции гражданского права образования — органы юридических лиц;
— наряду с корпоративными правоотношениями в корпорациях также возникают иные внутриорганизационные отношения, не обладающие свойствами правоотношений, т.е. нельзя все отношения, существующие в корпорации, сводить только к урегулированным нормами права общественным отношениям.
Иной подход обеднил бы предмет корпоративного права, нивелировал бы особенности этой сферы общественных отношений.