Дивиденды, которые акционерное общество не может выплатить из-за просрочки кредитора, именуются невостребованными. В этом случае просрочивший кредитор вправе обратиться с требованием об их выплате в сроки, определенные в п. 9 ст. 42 Закона об АО. По своей природе указанные сроки являются пресекательными и, как следствие, восстановлению не подлежат. Исключением является случай, когда лицо, имеющее право на получение дивидендов, не подавало данное требование под влиянием насилия или угрозы. Истечение пресекательного срока влечет за собой как экономические, так и юридические последствия. Последствия первого рода заключаются в том, что невостребованные дивиденды восстанавливаются в составе нераспределенной прибыли акционерного общества. Что касается юридических последствий, то с истечением пресекательного срока прекращается как обязательственное право требования выплаты объявленных дивидендов, так и обязанность по их выплате.
Право на ликвидационную квоту
Принадлежащее участникам (членам) коммерческих корпораций право на ликвидационную квоту опосредует их имущественное участие в процессе ликвидации корпорации. Что касается некоммерческих корпораций, то имущество, оставшееся в процессе их ликвидации после удовлетворения требований кредиторов, направляется, как правило, на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. В случае если использование имущества ликвидируемой некоммерческой корпорации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства (п. 1 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях). Из этого правила есть незначительные исключения. Так, согласно п. 3 ст. 8 Закона о некоммерческих организациях члены некоммерческого партнерства вправе получать в случае ликвидации некоммерческого партнерства часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность.
Корпоративное право на ликвидационную квоту может существовать в качестве права участия (членства), возникающего в связи с приобретением доли (акции) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства), а также пая в производственном кооперативе, и в качестве обязательственного права, порождаемого сложным юридическим составом, одним из элементов которого является правоотношение участия (членства).
В качестве права участия (членства) право на ликвидационную квоту представляет собой установленную законом для участника (члена) коммерческой корпорации возможность участвовать в распределении имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами корпорации в процессе ее ликвидации.
Обязательственное право на ликвидационную квоту возникает у участника (члена) коммерческой корпорации в момент определения предмета обязательства, связанного с фактической выплатой ликвидационной квоты. Предмет такого обязательства определяется посредством установления размера доли каждого участника (члена) коммерческой корпорации в ее имуществе, оставшемся после расчетов с кредиторами и подлежащем распределению между участниками (членами). Размер ликвидационной квоты определяется на основании данных ликвидационного баланса, составленного ликвидационной комиссией и утвержденного общим собранием участников (членов) коммерческой корпорации (п. п. 6, 8 ст. 63 ГК РФ).