1 Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) объединяет 34 страны-участницы. Создана в 1948 г. (www.eco№omy.gov.ru).
2 Правила листинга ЗАО «ФБ ММВБ» // http://fs.moex.com.
Рекомендательные акты (методические рекомендации, методические пособия, методические указания, методики) зачастую исходят и от уполномоченных государственных органов 1 , однако в отличие от нормативных правовых актов, принимаемых этими органами, не обладают обязательным характером. В частности, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее — Росимущество) часто своими приказами утверждает методические рекомендации.
1 К числу значимых для развития корпоративного управления акционерных обществ с государственным участием следует отнести: Приказы Росимущества от 21 января 2016 г. № 12 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению обязательного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности»; от 29 декабря 2014 г. № 524 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке дивидендной политики в акционерных обществах с государственным участием»; от 21 ноября 2013 г. № 357 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации работы Совета директоров в акционерном обществе»; Методические указания по применению ключевых показателей эффективности государственными корпорациями, государственными компаниями, государственными унитарными предприятиями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совокупности превышает 50%, одобренные поручением Правительства РФ от 27 марта 2014 г. № ИШ-П13-2043.
В сфере российского корпоративного права наибольшее количество рекомендательных актов разрабатывается регулятором, функции которого в текущий момент выполняет Банк России.
Особое значение в системе рекомендательных источников корпоративного права имеет Кодекс корпоративного управления. В предисловии к ККУ говорится о его рекомендательном характере.
Цели ККУ лежат в сфере совершенствования корпоративного управления, в частности:
— определить принципы и подходы, следование которым позволит российским компаниям повысить инвестиционную привлекательность в глазах долгосрочных инвесторов;
— отразить в форме наилучших стандартов деятельности выработанные за прошедшие годы подходы в области разрешения корпоративных проблем, возникающих в процессе жизнедеятельности акционерных обществ;
— предоставить рекомендации по надлежащей практике справедливого отношения к акционерам с учетом имевших место негативных примеров нарушений их прав;
— учесть накопленную практику применения Кодекса корпоративного поведения;
— упростить применение наилучших стандартов корпоративного управления российскими акционерными обществами в целях повышения их привлекательности для отечественных и зарубежных инвесторов;
— предоставить рекомендации, направленные на повышение эффективности работы органов управления акционерных обществ и контроля за их деятельностью.
Говоря о правовой природе ККУ как средстве регламентации корпоративных отношений, следует признать, что для признания ККУ подзаконным нормативным актом отсутствуют признаки нормативности, т.е. обязательного характера этого документа.
Обычаем же ККУ не может быть признан, поскольку по смыслу ст. 5 ГК РФ необходимо, чтобы его положения были сложившимися и широко применяемыми правилами поведения в корпоративных отношениях. Пока же признать положения лучшей практики корпоративного управления, содержащиеся в ККУ, широко применяемыми, к сожалению, нельзя.