ККУ — это рекомендательный документ, который по усмотрению самого хозяйственного общества может быть полностью или частично (отдельными положениями) интегрирован в систему внутренних документов корпорации.
Исходя из сложившейся практики применение положений ККУ декларируют, как правило, публичные акционерные общества, для которых, собственно, и предназначено большинство содержащихся в нем рекомендаций. Соблюдение положений ККУ свидетельствует о приверженности корпораций лучшим практикам корпоративного управления, способствует привлечению инвесторов.
Общие выводы
В настоящем параграфе важным представлялось рассмотреть специфику источников именно корпоративного права, отличающую их от источников в других сферах правового регулирования.
Еще раз подчеркнем, что здесь мы рассматриваем источники корпоративного права в широком смысле — как совокупность различных средств регламентации корпоративных отношений, исходящих не только от государства.
1. К числу ярко выраженных особенностей системы источников корпоративного права следует отнести наличие в ней актов корпоративного нормотворчества: устава, внутренних документов, принимаемых компетентными органами управления самой корпорации.
2. Отличительной чертой системы источников корпоративного права также является наличие большого массива комплексных актов, содержащих нормы различных отраслей права, включая публично-правовые нормы, направленные на регулирование корпоративных отношений.
3. Тенденцией современного корпоративного законодательства является его интеграция с другими системами законодательства, например, с законодательством о несостоятельности (банкротстве) — в части, касающейся привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц, порядка проведения собраний гражданско-правового сообщества и пр.; с законодательством о банках и банковской деятельности — в части регулирования правового статуса банков и небанковских кредитных организаций и пр.; с законодательством о конкуренции — в части регулирования группы лиц и государственного контроля за экономической концентрацией.
4. Еще одной обозначившейся тенденцией корпоративного законодательства, достаточно ярко проявившейся в последние годы, является унификация корпоративного законодательства в отношении корпоративных организаций различных организационно-правовых форм, которая нашла отражение в концептуальных подходах к реформированию положений ГК РФ. Так, структура гл. 4 ГК РФ после внесения в нее изменений Законом от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ построена таким образом, что регулирует основные положения о корпоративных организациях, затем рассматривает виды корпораций (например, хозяйственные товарищества и общества) и только далее — отдельные организационно-правовые формы корпоративных организаций.
Подтверждением тенденции к унификации правового регулирования является, например, Закон от 3 июля 2016 г. № 343-ФЗ, внесший существенные поправки в законы о хозяйственных обществах и обеспечивший единообразное регулирование правового режима совершения крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, в акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью.
На унификацию регулирования деятельности акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью направлена инициатива разработки единого закона «О хозяйственных обществах», призванного объединить регулирование этих видов корпораций 1 . Указанная инициатива вызывает различные оценки специалистов — от активной поддержки со ссылкой на достоинства такой унификации 2 до полного неприятия данного подхода в связи с усложнением регулирования с точки зрения как техники изложения правовых норм, так и структуры такого федерального закона.