Наконец, в-шестых, участники (члены) корпорации обладают правомочием быть избранными в органы управления и иные органы корпорации 1 .
1 Более подробно об этом правомочии Ломакин Д.В. Корпоративные правоотношения: общая теория и практика ее применения в хозяйственных обществах. С. 366 — 367.
Приведенный перечень является общим стандартом, которому в полной мере соответствуют далеко не все корпорации. Так, в акционерном обществе акционеры лишены возможности самостоятельно проводить внеочередное общее собрание акционеров. В случае если советом директоров общества не принято решение о созыве внеочередного общего собрания акционеров или принято решение об отказе в его созыве, акционеры, требующие его созыва, лишь вправе обратиться в суд с требованием о понуждении общества провести такое собрание (п. 8 ст. 55 Закона об АО).
Порядок осуществления указанных выше управленческих правомочий существенным образом различается в зависимости от разновидности корпорации. В хозяйственных обществах, особенно в акционерных обществах, он детально определен, причем не только на уровне закона, но и подзаконными нормативными правовыми актами 1 . Применительно к хозяйственным партнерствам и хозяйственным товариществам он установлен в самом общем виде, поскольку широкие возможности по его детализации предоставлены самим участникам данных корпораций. За незначительными исключениями сказанное справедливо и в отношении некоммерческих корпораций, где порядок принятия решений общим собранием их участников (членов) как высшим органом управления определяется прежде всего учредительными документами юридического лица (п. 1 ст. 28 Закона о некоммерческих организациях). К таким исключениям, в частности, можно отнести достаточно подробное регулирование законом отношений по проведению общих собраний членов такой разновидности товарищества собственников недвижимости, как товарищество собственников жилья (ст. ст. 44 — 48, 145 — 146 ЖК РФ).
1 например: Приказ ФСФР России от 2 февраля 2012 г. № 12-6/пз-н «Об утверждении Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров» // БНА. 2012. № 35.
В том случае, когда специальный закон, определяющий особенности правового статуса той или иной корпорации, не содержит достаточных правил проведения общего собрания ее участников (членов) и они отсутствуют в учредительных документах корпорации, несмотря на то, что названные документы в соответствии со специальным законом могут их содержать, следует руководствоваться общими положениями гл. 9.1 ГК РФ (п. 1 ст. 181.1 ГК РФ).
Исходя из сказанного право на участие в управлении делами корпорации можно определить как установленную законом возможность участников (членов) корпорации по формированию ее высшего органа и последующему участию в его работе.
Право на контроль за финансово-хозяйственной деятельностью
корпорации
Право на контроль за финансово-хозяйственной деятельностью корпорации имеет много общего с правом на информацию. Действительно, одним из способов осуществления права на контроль за финансово-хозяйственной деятельностью коммерческой корпорации является получение от нее соответствующей информации. Однако между названными правами есть и существенные различия, отмечавшиеся ранее некоторыми авторами 1 . Так, право на контроль не ограничивается простым ознакомлением с информацией о финансово-хозяйственной деятельности коммерческой корпорации. Оно позволяет ее участникам (членам) в целях проверки указанной деятельности требовать от корпорации в лице уполномоченных органов совершения определенных действий. Право на контроль, в частности, предоставляет акционеру, владеющему не менее чем 10% голосующих акций общества, возможность требовать проведения внеочередной проверки его финансово-хозяйственной деятельности (п. 3 ст. 85 Закона об АО). В данном случае осуществление права на контроль обусловливается не только совершением акционером собственных действий, но и проведением ревизионной комиссией соответствующей проверки. Корпоративное право на контроль, как и любое иное корпоративное право, является относительным, а не абсолютным. Поэтому для его осуществления недостаточно одних лишь действий управомоченного лица.