В силу закона возможность продажи чужого имущества, в том числе акций и доли в уставном капитале, предоставлена доверительному управляющему, судебному приставу-исполнителю и некоторым иным субъектам. Несмотря на то что доверительный управляющий действует на основании договора, его полномочия доверительного управляющего по распоряжению переданным в управление имуществом не всегда следуют из договора с собственником (в рассматриваемом случае — с акционером или участником общества с ограниченной ответственностью). Так, договор доверительного управления наследственным имуществом заключается нотариусом, а договор доверительного управления имуществом безвестно отсутствующего лица, малолетних, оставшихся без попечения родителей, — органами опеки и попечительства. В этих ситуациях участник мог и не выражать волю на отчуждение акций (доли), однако в силу закона доверительный управляющий вправе осуществлять в отношении переданного имущества все правомочия собственника, включая право распоряжения.
Доверительный управляющий, которому в доверительное управление переданы акции или доля в составе иного имущества, имеет право их продавать, выступая в качестве продавца, а в договоре должна быть сделана соответствующая отметка о том, что продавец действует в качестве доверительного управляющего.
Продажа акций или доли иными лицами, которые в силу закона имеют право продавать чужое имущество, происходит в случаях обращения взыскания на акции или долю на основании судебного решения.
Отчуждение акций или доли неуполномоченным лицом является правонарушением. Вместе с тем наличие в ГК РФ, а также в Законе об ООО ряда норм, защищающих права лица, утратившего корпоративный контроль в результате противоправных действий третьих лиц, приводит к выводу, что подобные ситуации имеют место. К данным отношениям подлежат применению нормы гл. 30 ГК РФ о защите от эвикции (изъятия товара по основаниям, возникшим до передачи), а также нормы о восстановлении корпоративного контроля (п. 3 ст. 65.2 ГК РФ, п. 17 ст. 21 Закона об ООО).
Покупателем акций (доли) может быть любое лицо, правоспособность которого предусматривает способность обладать акциями или долями в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью. Так, согласно п. 7 ст. 2 Закона о хозяйственных партнерствах партнерство не может быть участником других юридических лиц. Следовательно, партнерство не вправе быть покупателем по договору купли-продажи акций или доли в уставном капитале. Правовым последствием приобретения акций или доли хозяйственным партнерством или иным лицом, правоспособность которого не включает способности обладать акциями или долями в уставном капитале, является обязанность такого приобретателя в течение года произвести сделку, направленную на отчуждение акций или доли. Если это не будет сделано, такие акции или доля подлежат принудительной продаже по решению суда по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления с передачей бывшему обладателю вырученной суммы либо передачей в государственную или муниципальную собственность с возмещением определенной судом стоимости такой доли (ст. 238 ГК РФ).