Для договора мены в соответствии с п. 1 ст. 568 ГК РФ установлена презумпция равноценности обмениваемых товаров. Это значит, что если в договоре не установлено иное, считается, что цена имущества, предоставляемого каждой из сторон, одинакова. Отметим, что для того, чтобы эта презумпция не действовала, соответствующее указание должно содержаться в договоре. Неравноценность обмениваемого имущества не может определяться путем определения и сопоставления рыночной стоимости обмениваемого имущества, номинальной стоимости обмениваемых акций и долей и пр.
Если в договоре содержится указание, что предоставленное сторонами не является равноценным, то сторона, предоставляющая имущество меньшей стоимости, обязана произвести доплату разницы.
Положение ст. 570 ГК РФ об одновременном переходе права на обмениваемые товары к мене акций и долей не применяется, поскольку момент перехода права на эти объекты специально определен законом. Соответственно, даже если акции или доля переходят по договору мены, право на эти объекты возникнет у приобретателя с момента внесения записи (а) в реестр акционеров или (б) в ЕГРЮЛ.
Для договора мены действует специальный способ защиты имущественных интересов сторон на случай эвикции. В соответствии со ст. 571 ГК РФ в этом случае сторона, у которой товар был изъят, вправе потребовать возврата переданного ею по договору товара и возмещения причиненных убытков. В этом смысле стороны договора мены более защищены в сравнении со сторонами договора купли-продажи.
По договору дарения акций (доли в уставном капитале) одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) абсолютное имущественное право на акции или долю в уставном капитале.
Для характеристики договора дарения ключевым является признак безвозмездности. Безвозмездность означает, что в результате исполнения договора дарения увеличивается имущество одаряемого с одновременным уменьшением имущества дарителя. При этом намерение одарить должно быть явно выражено, поскольку при наличии любых сомнений в безвозмездности договора будет действовать презумпция возмездности гражданско-правовых договоров, установленная п. 3 ст. 423 ГК РФ, и договор, в котором указано на передачу абсолютного имущественного права на акцию или долю в уставном капитале, но не указана цена, будет рассматриваться не как дарение, а как договор купли-продажи, подлежащий оплате по обычной цене, взимаемой при сравнимых обстоятельствах за подобные акции или доли (выше о купле-продаже акций и долей). Если намерения одарить нет, предоставление производится для решения каких-то хозяйственных задач или является одним из элементов в системе сделок, то такой договор не квалифицируется как договор дарения. Для коммерческого оборота использование договора дарения ограничено. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 575 ГК РФ запрещается дарение, за исключением подарков небольшой стоимости, не превышающей 3 000 руб., в отношениях между коммерческими организациями. Это значит, что если даритель и одаряемый являются коммерческими организациями, то заключенный ими договор дарения доли в уставном капитале или акции может быть признан недействительным на основании ст. 168 ГК РФ.