Корпоративные правоотношения
как предмет корпоративного права
Корпоративные правоотношения конечно же занимают центральное место в предмете корпоративного права. Как известно из теории права, правовыми отношениями (или правоотношениями) являются урегулированные нормами права общественные отношения, участники которых являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей, охраняемых и гарантированных государством. Правоотношения, таким образом, это разновидность общественных отношений, которые в силу их значимости для общества урегулированы нормами права. В нормах права указываются состав участников правоотношений, их права и обязанности, обозначаются условия возникновения и развития правоотношений, формулируется их содержание, т.е. закладываются определенные типовые образцы, или модели, тех будущих общественных отношений, которые должны складываться на основе и в соответствии с формулируемыми законодателем правовыми предписаниями 1 .
1 Марченко М.Н. Теория государства и права. 2-е изд. М., 2004. С. 586.
Корпоративное правоотношение — это родовое понятие, используемое применительно к правоотношениям, возникающим в корпоративных организациях различных организационно-правовых форм, — как в коммерческих, так и некоммерческих юридических лицах.
Следует подчеркнуть, что корпоративные правоотношения — это прежде всего урегулированные нормами права внутренние отношения в корпорации. При этом сама корпорация вступает в различные внешние правоотношения, в том числе обеспечивающие ее функционирование как юридического лица корпоративной формы, например, в связи с учреждением корпорации, эмиссией ценных бумаг, наличием аффилированности и, соответственно, требований к раскрытию информации, с реализацией прав государства на участие в акционерном обществе, с приобретением крупных пакетов акций, наконец, с ликвидацией корпорации.
Подобные «внешние корпоративные отношения», зачастую урегулированные публично-правовыми нормами, исходя из легального определения корпоративных отношений в ст. 2 ГК РФ, собственно корпоративными отношениями не являются, но в этом учебнике для целей комплексного анализа создания, функционирования и прекращения деятельности корпораций рассматриваются и эти внешние отношения, характеризующие корпоративную форму юридического лица. Другие внешние отношения, связанные с осуществлением корпорациями своей уставной деятельности (производственной, коммерческой, финансовой и пр.), как не обладающие особой спецификой в сравнении с теми же правоотношениями с участием унитарных юридических лиц, корпоративными не являются и останутся за пределами нашего внимания.
Действительно, важно рассмотреть особенности корпоративных организаций, чтобы выявить, как влияют эти особенности на положение корпорации в имущественном обороте и в других сферах. Необходим системный подход к изучению создания, деятельности и прекращения деятельности корпораций для учета этих особенностей как в законотворческой, так и в правоприменительной и правореализационной деятельности.
Корпоративное право представляет собой предметно и структурно обособившуюся часть российского права, аккумулирующую нормы права, регулирующие как внутренние отношения в корпорации, так и внешние отношения, связанные с созданием, деятельностью и прекращением корпораций как отдельной группы юридических лиц, устроенных на началах участия (членства).
Природа и место корпоративных правоотношений
в системе правового регулирования