В ККУ представлено следующее определение корпоративного управления: «Корпоративное управление» — понятие, охватывающее систему взаимоотношений между исполнительными органами акционерного общества, его советом директоров, акционерами и другими заинтересованными сторонами. Корпоративное управление является инструментом для определения целей общества и средств достижения этих целей, а также обеспечения эффективного контроля за деятельностью общества со стороны акционеров и других заинтересованных сторон».
Таким образом, ККУ определяет корпоративное управление через систему интересов субъектов корпоративного управления и рассматривает ее шире, чем только деятельность органов корпорации.
Как определено в ККУ, основными целями корпоративного управления являются создание действенной системы обеспечения сохранности предоставленных акционерами средств и их эффективного использования, снижение рисков, которые инвесторы не могут оценить и не хотят принимать и необходимость управления которыми в долгосрочном периоде со стороны инвесторов неизбежно влечет снижение инвестиционной привлекательности компании и стоимости ее акций.
Корпоративное управление в собственном смысле этого слова как управление юридическим лицом следует отличать от управления производством, организации производства и от непосредственной производственной и коммерческой деятельности.
Управление производственно-хозяйственной деятельностью корпораций получило наименование «менеджмент» (ma№ageme№t), который в бизнес-практике подразделяется на различные виды в зависимости от объекта управления — например, различают финансовый менеджмент, кадровый менеджмент, инвестиционный менеджмент, стратегический менеджмент и т.п.
Значение управления производственно-хозяйственной деятельностью не следует недооценивать, поскольку от эффективности этой деятельности зависят коммерческий успех корпорации, получение ею прибыли и, соответственно, удовлетворение интересов всех других участников корпоративных отношений.
Субъекты, участвующие в корпоративном управлении
Необходимо отметить, что «субъекты корпоративных правоотношений» и «субъекты корпоративного управления» — это различные по объему понятия.
Субъекты корпоративных правоотношений — это субъекты права: юридические и физические лица, обладающие правоспособностью (сама корпорация, ее учредители, акционеры (участники), физические лица — члены органов управления). Субъекты корпоративного управления — это участвующие в управлении структуры, а также лица, которые могут не быть субъектами права.
Например, органы управления организацией — субъекты корпоративного управления, но субъектами корпоративных правоотношений не являются.
Сферы интересов участников корпоративных отношений могут не совпадать. Так, например, мажоритарные акционеры, как правило, нацелены на повышение капитализации принадлежащих им акций, усиление влияния (контроля) на общество; миноритарные акционеры заинтересованы в получении стабильных дивидендов. Работникам общества важно иметь высокую заработную плату, социальные и трудовые гарантии и льготы, а для высшего менеджмента также интересен карьерный рост, имидж корпорации, в которой они работают. Соотношение этих интересов, их коллизии определяются конкретными обстоятельствами, в том числе численностью акционеров (участников), распределением контроля, наличием стратегических, иностранных инвесторов и доли государственной собственности, масштабом и сферой деятельности корпорации, позициями высшего менеджерского состава, сложившимися в трудовом коллективе традициями и пр.
Представляется, что в наличии у участников корпоративного управления различных интересов нет неразрешимого противоречия, которое препятствовало бы возможности поступательного развития корпорации: все участники корпоративного управления в конечном счете заинтересованы в успешности корпорации для удовлетворения собственного интереса. В преодолении конструктивных противоречий, согласно диалектическому закону единства и борьбы противоположностей, — суть развития любой организации.