Вопросы, отнесенные ГК РФ и другими законами к исключительной компетенции высшего органа корпорации, не могут быть переданы им для решения другим органам корпорации, если иное не предусмотрено ГК РФ или другим законом.
Компетенция общего собрания хозяйственного общества во многом определяется особенностями организационно-правовой формы, а применительно к акционерному обществу — его статусом, публичным или непубличным.
Так, общее собрание акционеров публичного общества не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, не отнесенным к его компетенции Законом об АО. Напротив, уставом непубличного общества, принятым при учреждении общества или единогласно, может быть предусмотрено отнесение к компетенции общего собрания акционеров вопросов, не отнесенных к его компетенции Законом об АО (п. п. 3, 4 ст. 48 Закона об АО, подп. 8 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ). Часто в непубличных обществах совет директоров не создается и поэтому в компетенции общего собрания сосредоточиваются все руководящие полномочия.
Компетенция общего собрания каждого конкретного хозяйственного общества определяется на основании законодательства его уставом.
Альтернативная компетенция
Альтернативность состоит в возможности выбора участниками более приемлемого для них варианта распределения полномочий между органами управления общества.
Вопросы общего собрания можно отнести к альтернативной компетенции, если на основании диспозитивной нормы закона уставом общества эти вопросы могут быть отнесены к компетенции другого органа.
К альтернативной компетенции общего собрания акционеров относятся, например, вопросы об увеличении уставного капитала путем выпуска дополнительных акций (за исключением случаев, предусмотренных в п. п. 3, 4 ст. 39 Закона об АО) и о внесении в связи с этим изменений и дополнений в устав общества, об образовании исполнительных органов хозяйственного общества и досрочном прекращении их полномочий, об утверждении годового отчета, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества (ст. 48 Закона об АО).
Непубличному акционерному обществу в силу диспозитивного регулирования наиболее доступна возможность перераспределения компетенции.
Совмещенная компетенция
По вопросам совмещенной компетенции решение принимают оба органа: и общее собрание, и совет директоров. Их участие в принятии такого решения регулируется законом. Примером совмещенной компетенции может быть вопрос об одобрении крупной сделки с имуществом, стоимость которого составляет от 25 до 50% балансовой стоимости активов акционерного общества. В соответствии с п. 2 ст. 79 Закона об АО такое решение должно быть принято единогласно советом директоров, но если единогласие не достигнуто, совет директоров может вынести вопрос на решение общего собрания. Решение общего собрания об одобрении такой крупной сделки, принятое простым большинством голосов, будет окончательным.
Таким образом, совмещенная компетенция предполагает поэтапное принятие решения несколькими органами хозяйственного общества по одному вопросу.
Важно учитывать, что распределение компетенции может не иметь единожды заданный законом и уставом характер. В целях обеспечения эффективности корпоративного управления, защиты интересов более слабых участников при осуществлении определенных корпоративных процедур законодательство в ряде случаев позволяет делегировать компетенцию. Так, если уставом акционерного общества решение вопроса об образовании единоличного исполнительного органа общества или о досрочном прекращении его полномочий отнесено к компетенции совета директоров и определенный уставом общества кворум для проведения заседания совета директоров не собран, указанный вопрос может быть вынесен на решение общего собрания акционеров (п. п. 5 — 7 ст. 69 Закона об АО). Другой пример: ст. 84.6 Закона об АО предусматривает временное усиление компетенции общего собрания акционеров после получения публичным обществом добровольного или обязательного предложения о приобретении более 30% акций общества.