Реализация права на защиту в корпоративных правоотношениях может осуществляться различными способами. Для защиты прав корпорации широкое распространение получило использование конструкции законного представительства, когда от имени корпорации требования предъявляются акционером. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 нашла отражение правовая позиция о необходимости квалифицировать возникающие в подобных случаях отношения именно в качестве представительства.
Для многих корпоративных прав установлена возможность их реализации как индивидуально, так и коллективом участников корпорации, которые в совокупности обладают указанным в Законе количеством голосующих акций (долей в уставном капитале).
Например, право требовать созыва внеочередного общего собрания имеют акционеры, обладающие в совокупности 10% голосующих акций общества. Соответственно при нарушении данного права право на защиту также будет иметь указанный коллектив — неправосубъектное гражданско-правовое объединение акционеров (участников) корпорации, совместно реализующих права.
Юрисдикционная и неюрисдикционная формы защиты
корпоративных прав
Под формой защиты корпоративных прав предлагается понимать комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных корпоративных прав.
Защиту корпоративных, как и любых гражданских, прав принято подразделять на две формы — юрисдикционную и неюрисдикционную, в зависимости от того, требуется ли для защиты субъективного права обращаться в государственные органы, или свои права субъект может защитить самостоятельно, собственными активными действиями. Юрисдикционная форма защиты корпоративных прав представляет собой защиту прав субъектов корпоративных правоотношений государственными органами, обладающими соответствующими правоприменительными полномочиями. В рамках неюрисдикционной формы лицо прибегает к мерам самозащиты фактического порядка.
Применительно к корпоративным субъективным правам это ставит вопрос о применимости их самозащиты, т.е. совершения управомоченным лицом дозволенных законом действий фактического порядка, направленных на защиту его личных или имущественных прав и интересов.
Юрисдикционная форма охватывает обращение в любые правоохранительные органы, и хотя часть способов защиты применяется судом, определенные возможности существуют и для административной защиты прав. Так, возможно обращение с жалобой в Банк России и его территориальные подразделения, например, в случае нарушения акционерным обществом права акционера на информацию, при несоблюдении правил раскрытия информации, а также с жалобой на несоблюдение закона регистратором. Жалобы на незаконные действия налогового органа в части внесения изменений в ЕГРЮЛ могут быть поданы в вышестоящий орган. Воздействие на нарушителя при использовании административных способов защиты права будет опосредованным. В этих случаях не произойдет восстановление нарушенного права, не будет взыскана денежная компенсация. Однако под страхом привлечения к административной ответственности нарушитель может на основании полученного предписания или предостережения самостоятельно устранить нарушение, например разместив в сети Интернет или предоставив акционеру запрашиваемую информацию, отменив свой отказ в государственной регистрации и пр.
Основной формой защиты корпоративных прав остается судебная. Отметим, что большинство корпоративных споров отнесено законом к подведомственности арбитражного суда.