Таким образом, практика выдачи директив на голосование не влияет на определенные законом обязанности членов совета директоров действовать в интересах общества добросовестно и разумно и не является основанием для их освобождения от имущественной ответственности.
При этом государство как акционер, сформировавший позицию члена совета директоров, как контролирующее лицо может быть при наличии полного состава правонарушения привлечено к солидарной ответственности солидарно с членом совета директоров, проголосовавшим во исполнение директивы на голосовании в соответствии с п. п. 3, 4 ст. 53.1 ГК РФ.
Отсутствуют и юридические запреты на привлечение к имущественной ответственности государства как контролирующего лица при банкротстве корпорации с преобладающим государственным участием. Однако при наличии юридических возможностей мы встречаемся с фактическими трудностями, обусловленными столкновением частного и публичного интересов при возложении имущественной ответственности на государство, поэтому в правоприменительной практике такие случаи встречаются крайне редко 1 .
1 например, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 августа 2015 г. № 09АП-23055/2015-АК по делу № А40-32716/10-101-135. Указанный судебный акт был отменен и направлен на новое рассмотрение Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 2 ноября 2015 г. по делу № А40-32716/10. также Постановление Арбитражного суда Московского округа от 4 октября 2016 г. по делу № А40-32716/10.
Особенности имущественной ответственности государства заключаются, в частности, в том, что при предъявлении требования о возмещении убытков ответчиком по такому требованию признаются соответственно Российская Федерация, ее субъект в лице соответствующего финансового либо иного уполномоченного органа, а убытки возмещаются за счет казны (ст. ст. 1069, 1071 ГК РФ) 1 .
1 Об особенностях привлечения к имущественной ответственности государства как контролирующего акционера подробнее: Шиткина И.С. Имущественная ответственность государства в корпоративных правоотношениях // Закон. 2017. № 5.
6.2. Ответственность контролирующих должника лиц
при несостоятельности (банкротстве)
Ответственность контролирующих должника лиц при несостоятельности (банкротстве) является предметом рассмотрения в настоящей главе и в целом необходима в учебнике по корпоративному праву, поскольку к числу контролирующих лиц могут быть отнесены как участники (акционеры) общества, так и члены их органов управления и фактически контролирующие корпорацию лица.
Понятие контролирующих должника лиц
Целью введения понятия «контролирующее лицо» в законодательство о банкротстве является расширение круга субъектов, которые могут быть привлечены к имущественной ответственности по обязательствам должника. Контролирующими могут быть признаны в том числе лица, имеющие неформализованный (фактический) контроль над должником.
Для целей применения Закона о банкротстве контролирующим признается лицо, которое может давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе по совершению сделок и определению их условий.
Закон конкретизирует обстоятельства, в результате которых возникает возможность определять действия должника (п. 2 ст. 61.10). Лицо признается контролирующим: