Унитарными признаются юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них права членства.
К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании.
В ГК РФ непосредственно не названы в числе организационно-правовых форм юридических лиц такие унитарные организации, как государственные корпорации. Однако, несмотря на это, а также на наличие в п. 5 ст. 3 Закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ запрета со дня вступления в силу этого Закона (1 сентября 2014 г.) создавать юридические лица в организационно-правовых формах иных, чем те, которые предусмотрены гл. 4 ГК РФ, государственные корпорации продолжают фактически существовать в российской правовой системе 1 .
1 Всего на момент написания этого учебника существует шесть государственных корпораций, в их числе Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех», Агентство по страхованию вкладов, Государственная корпорация — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», и одна Государственная компания «Российские автомобильные дороги». Каждая из государственных корпораций и государственная компания действуют на основании специального федерального закона.
3 июля 2016 г. был принят Федеральный закон № 236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым публично-правовой компанией является унитарная некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией в порядке, установленном указанным Федеральным законом, наделенная функциями и полномочиями публично-правового характера и осуществляющая свою деятельность в интересах государства и общества. Публично-правовая компания может быть создана путем реорганизации государственной корпорации (за исключением государственных корпораций, указанных в этом Законе), государственной компании, акционерного общества, единственным участником которого является Российская Федерация, на основании федерального закона, определяющего порядок такой реорганизации.
С нашей точки зрения, каких-либо значимых общественно-политических и правовых последствий принятия указанного Закона не наблюдается.
Интерес представляет дискуссия, развернувшаяся в литературе уже после введения в ГК РФ классификации юридических лиц на корпоративные и унитарные на предмет целесообразности подобной классификации в законодательном акте.
Так, А.В. Габов, оценивая итоги корпоративной реформы, пишет: «Наибольшее недоумение вызывает то, что текущее регулирование не позволяет разграничить корпоративные и унитарные организации. Так, если задаться вопросом: в чем отличие права участия от права (прав) участника унитарной организации, в которой несколько учредителей, то мы столкнемся с непреодолимыми препятствиями для ответа. Закон однозначно признает возможность участия нескольких лиц в унитарных организациях… Так, учредители автономной некоммерческой организации могут преобразовать ее в фонд, принять в состав учредителей новых лиц… Строго говоря, такие учредители будут (как минимум могут) иметь права, аналогичные некоторым членским правам (правам участия) участников корпорации. Между тем никаких особенностей осуществления таких «протокорпоративных» прав Кодекс не устанавливает, что с неизбежностью рано или поздно приведет к конфликтам» 1 .