Особенности правового статуса непубличных обществ
В отношении непубличных обществ законодательством допускается значительная свобода регулирования их деятельности и внутреннего устройства. Например, в отличие от публичных корпораций в непубличных корпорациях по решению участников, принятому единогласно, допускается (ст. 66.3 ГК РФ):
— перераспределение компетенции высшего органа управления в пользу коллегиального органа управления или коллегиального исполнительного органа 1 , за исключением наиболее значимых вопросов, указанных в подп. 1 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ;
1 Возможность передачи от общего собрания акционеров вопросов в компетенцию коллегиального исполнительного органа не поддерживается Законом об АО (п. 2.1 ст. 48, уже после внесения в него изменений Законом от 29 июня 2015 г. № 210-ФЗ в целях приведения в соответствие с ГК РФ). При наличии противоречий между двумя федеральными законами должен применяться специальный закон. То есть по Закону об АО в непубличном обществе вопросы компетенции общего собрания могут быть переданы только совету директоров, но не правлению. Представляется, что такой подход более соответствует природе органов общества: передавать полномочия от высшего органа к коллегиальному органу, осуществляющему общее руководство, выглядит логичным в отличие от передачи полномочий от высшего органа к исполнительному, имеющему иное предназначение.
— расширение компетенции общего собрания участников вопросами, не относящимися к его компетенции в соответствии с законом;
— полное или частичное перераспределение полномочий коллегиального исполнительного органа в пользу коллегиального органа управления;
— передача единоличному исполнительному органу функций коллегиального исполнительного органа;
— отказ от образования ревизионной комиссии;
— возможность предусмотреть в уставе отличный от указанного законодательством порядок созыва, подготовки и проведения общих собраний участников хозяйственного общества, принятия ими решений при условии, что такие изменения не лишают его участников права на участие в общем собрании и получение информации о нем;
— возможность установить отличные от установленных законодательством требования к количественному составу, порядку формирования и проведения заседаний коллегиального органа управления общества или коллегиального исполнительного органа общества;
— возможность предусмотреть порядок преимущественного права покупки доли (части доли), акций (ценных бумаг, конвертируемых в акции), а также положение о максимальной доле участия одного участника;
— иные положения в случаях, предусмотренных законами о хозяйственных обществах.
Так, согласно п. 3 ст. 11 Закона об АО уставом непубличного общества могут быть установлены ограничения количества акций, принадлежащих одному акционеру, а также максимального числа голосов, предоставляемых одному акционеру. Аналогичное положение применительно к обществу с ограниченной ответственностью содержится в п. 3 ст. 14 Закона об ООО: уставом общества могут быть ограничены максимальный размер доли участника общества и возможность изменения соотношения долей участников общества. Приведенные положения могут быть приняты только при учреждении хозяйственного общества или единогласным решением акционеров (участников).