Заметим, что, несмотря на значительную диспозитивность, имеются ограничивающие нормы в сфере управления партнерством. Так, единогласное решение участников должно быть принято не только для изменения соглашения, но и в других случаях, указанных в Законе о хозяйственных партнерствах: при изменении устава партнерства, принятии новых участников.
Особенности хозяйственного партнерства как
организационно-правовой формы предпринимательской
деятельности
Подводя итоги, выделим наиболее значимые особенности хозяйственного партнерства как организационно-правовой формы предпринимательской деятельности:
— возможность наличия у участников партнерства различного объема прав и обязанностей непропорционально их долям в складочном капитале;
— право на участие в управлении партнерством третьих лиц;
— наличие соглашения об управлении партнерством как источника регламентации прав участников партнерства и третьих лиц;
— возможность в соглашении об управлении партнерством свободно определять структуру и полномочия органов управления;
— особенности правового регулирования прав на интеллектуальную собственность, заключающиеся в создании для участников правовых механизмов «сохранения» за участниками исключительных прав, принадлежащих партнерству;
— значительная «закрытость» хозяйственного партнерства для третьих лиц, поскольку соглашение об управлении партнерством и любые вносимые в него изменения не подлежат государственной регистрации, сведения о нем и о содержащихся в нем положениях не вносятся в ЕГРЮЛ.
В числе других особенностей хозяйственного партнерства также следует назвать установленные законом запреты для данного вида юридического лица, в частности запрет на эмиссию облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, на размещение рекламы своей деятельности, а также запрет быть учредителем (участником) других юридических лиц, за исключением союзов и ассоциаций.
Что касается оценки перспектив использования в российском правопорядке этой организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, представляется, что хозяйственные партнерства, как и задумывалось изначально, могли бы найти наибольшее применение в инвестиционной сфере, венчурном финансировании, где вкладывающие свои средства инвесторы и кредиторы на период возврата инвестиций хотят оказывать определенное влияние на бизнес, а значит, принимать участие в управлении бизнесом.
Следует при этом отметить, что организационно-правовая форма хозяйственного партнерства не получила широкого использования в российском правопорядке. Причина тому, в частности, — несовершенство правового регулирования этого вида корпораций, выражающееся в отсутствии отдельных институтов, необходимых для надлежащего использования данной организационно-правовой формы юридического лица (например, правового режима совершения крупных сделок, сделок с заинтересованностью, передачи доли в складочном капитале и др.), и связанные с этим сомнения инвесторов в эффективности использования данной формы.
Кроме того, развитие отдельных корпоративных инструментов применительно к традиционным коммерческим организациям — хозяйственным обществам, например «квазикорпоративного» договора (п. 9 ст. 67.2 ГК РФ), в соответствии с которым участники общества могут отказаться от своих корпоративных прав полностью или частично в интересах третьих лиц, позволяет решать стоящие перед бизнесом вопросы с использованием привычных правовых средств, без привлечения новых, непроверенных, таких как хозяйственное партнерство.