1 О понятии и правовой природе объединений в сфере предпринимательства Шиткина И.С. Предпринимательские объединения. М., 2001.
Предпринимательским объединением признается не обладающая статусом юридического лица совокупность экономически взаимосвязанных субъектов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), согласованно осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Корпоративное объединение является разновидностью предпринимательского объединения и представляет собой совокупность экономически взаимосвязанных юридических лиц, осуществляющих согласованную предпринимательскую деятельность.
Предпринимательское объединение отличается от корпоративного только субъектным составом: если в состав предпринимательского объединения могут входить как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, то корпоративные объединения образуют только юридические лица.
В отличие от корпорации корпоративное объединение юридическим лицом не является; оно представляет собой форму интеграции юридических лиц.
Как мы отмечали в гл. I этого учебника, очерчивая границы корпоративного права, его предметом является в том числе образование и деятельность корпоративных объединений. Такое понимание поддерживает и Е.А. Суханов, который пишет: «Известные экономические процессы вызвали к жизни тенденции к определенному взаимодействию и координации хозяйственной деятельности остающихся формально самостоятельными корпораций, к их взаимному участию в капиталах и деятельности друг друга и к созданию ими на этой основе различных корпоративных объединений и групп правосубъектного и неправосубъектного характера. Речь, таким образом, идет об особом виде «внешних» корпоративных отношений, составляющих предмет корпоративного права» 1 . Ученый, опираясь на западноевропейский опыт, подчеркивает, что сферу корпоративного права не следует ограничивать традиционными внутрикорпоративными отношениями; необходимо уделять должное внимание регулированию взаимоотношений, складывающихся внутри корпоративных объединений 2 .
1 Суханов Е.А. Сравнительное корпоративное право. М., 2014. С. 237.
2 Там же. С. 286 — 287.
Корпоративные объединения могут быть созданы как на добровольной договорной основе, так и вследствие экономического контроля одного участника над другими.
С точки зрения правовых форм корпоративных объединений выделяют холдинги и объединения предпринимателей, основанные на договоре простого товарищества.
Холдинг представляет собой корпоративное объединение, основанное на отношениях экономического контроля. Корпоративные объединения, созданные на основании договора простого товарищества, являются добровольной договорной формой интеграции.
§ 2. Холдинги
Преимущества холдинговой модели организации бизнеса
Самой распространенной формой корпоративных объединений в современной России являются холдинги. Холдинги как способ интеграции характерны как для естественных монополий, стратегических отраслей и крупного бизнеса, так и для среднего и даже малого бизнеса, который в настоящее время зачастую также представлен не автономными хозяйствующими субъектами, а созданными на основе «системы участия» и экономического контроля группами хозяйственных обществ.
Широкое распространение и законодательное закрепление получили банковские группы и банковские холдинги, на которые распространяются особенности правового регулирования, установленные банковским законодательством (ст. 4 Закона о банках и банковской деятельности).
Холдинги являются эффективной формой организации предпринимательской деятельности, поскольку они позволяют сочетать гибкость и мобильность небольших формально самостоятельных организаций и масштаб деятельности крупных корпораций. Целостность холдинга при этом обеспечивается управлением входящими в него участниками, исходя из известной в мировой практике формулы «децентрализация операций при централизации контроля», что обеспечивает жизнеспособность и синергетический эффект объединения в целом.